Сайт школы кендзюцу Katana Club

Сайт школы кендзюцу Katana Club
Новый сайт Katana Club по японскому фехтованию. Там много интересных статей по технике фехтования катаной и вакидзаси, истории японского фехтования, обучению в школе японского фехтования Katana Club и многое другое.

среда, 25 февраля 2015 г.


Ниндзя (синоби)


Термин «ниндзя» записывается двумя иероглифами: «нин» (в другом прочтении «синобу») — 1) выносить, терпеть, сносить; 2) скрываться, прятаться, делать что-либо тайком; и «дзя» (в другом прочтении «моно») — человек. 

Существительное «синоби», образованное от глагола «синобу», означает: 1) тайное проникновение; 2) соглядатай, лазутчик, шпион; 3) кража.


Слово «ниндзя» вошло в употребление лишь в XX веке.

Раньше его эквивалентом было иное прочтение тех же иероглифов — «синоби-но моно» (буквально «скрывающийся человек», «проникающий тайно человек»). Так в Японии, начиная с XIV века, называли лазутчиков.

Широко употреблялись производные от «синоби» слова: «синобиёру» — подкрадываться; «синобииру» — тайно проникать куда-либо; «синобисугата-дэ» — переодевшись, инкогнито, под чужим именем; «синоби-аруку» — ходить крадучись; «синобиаси-дэ» — на цыпочках, тихонько, и другие из того же ряда.

Считается, что тайные кланы ниндзя возникли в Японии одновременно с возникновением самурайского сословия в IХ—ХII веках.

Первые сведения о существовании специальных разведывательных органов в японских феодальных армиях относятся к периоду войны Гэмпэй (1180—1185). 


Только в XIV веке полководец Кусуноки Масасигэ впервые стал широко использовать шпионов, которых засылал в тыл врагу для постоянного сбора информации в масштабе целого региона.

Прообразом ниндзя считаются секты горных отшельников ямабуси VIII века, исповедовавших направление буддизма школы Сингон.

Ямабуси поощряли тяжёлые и изнурительные тренировки своих адептов, а также тщательно сохраняли собранные на протяжении веков знания по медицине, химии, астрологии.

Ямабуси были приверженцами полного слияния с природой. Изначально тайные школы ниндзюцу не имели ничего общего с военными организациями ни по своей методике подготовки, ни по своей философии. Однако со временем произошли изменения.

Происхождение самого боевого искусства ниндзюцу, связывают, как и большинство восточных искусств боя, с китайскими источниками.

Однако термин «ниндзюцу» охватывает лишь немногие особенности искусства ниндзюцу, такие как утаивание, созидание и поддержание ауры таинственности. 


В функции ниндзя входило проникновение к врагу, совершение саботажа или убийства и возвращение после успешного завершения миссии.

Традиционно ниндзя выполняли роль наёмников, которые предлагали себя в качестве шпионов, наёмных убийц, диверсантов, политических провокаторов и террористов большим и маленьким правителям японской феодальной эпохи.

Ниндзя предлагали свои услуги лишь тем, кто готов был за них платить. Семьи ниндзя представляли собой тесно сплочённые коллективы, интегрированные в более крупные группы — кланы.

Посторонний человек практически не имел возможности присоединиться к такой группе и стать ниндзя, для этого нужно было родиться в семье профессионалов. Искусство и другие хитрости хранились под секретом и передавались только от отца к сыну. Раскрытие секрета означало смерть от руки ниндзя из того же клана.


Расцвет ниндзюцу пришёлся на период Сэнгоку дзидай (1467—1568). На это время приходится пик феодальных войн, и тогда насчитывалось около 70 кланов ниндзя. Легенды о ниндзя тоже относятся именно к этому периоду. Документальные свидетельства подтверждают существование в эту эпоху школ Ига и Кога.

В японской культуре ниндзя часто противопоставляются самураям.

Дело в том, что самураи превыше всего ставили идеалы воинского кодекса бусидо и в соответствии с ними стремились достойно сражаться и наилучшим образом подготовиться к смерти.

Ниндзя исповедовали прямо противоположную философию. Главное для ниндзя — выполнить поставленную задачу, а так как основная их задача — разведка, то для успешного её выполнения необходимо было выжить любой ценой.

Для ниндзя не могло быть запретных действий, не могли существовать какие-либо нравственные и религиозно-этические ограничения в методах ведения войны. Для достижения победы хороши любые средства, и ниндзя успешно все их использовали.
К концу XVI века японские феодальные армии имели четко организованную систему войсковой разведки. Поскольку ее основным методом является наблюдение, этих разведчиков так и называли «наблюдателями» (мономи).

По функциям различались «ближние наблюдатели» (тика-мономи), располагавшиеся на переднем крае своих войск; «дальние наблюдатели» (тоо-мономи), высылавшиеся поближе к переднему краю противника; «невидимые наблюдатели» (синоби-мономи), действовавшие во вражеском ближнем тылу.

Кроме того, существовали «легконогие наблюдатели» (асигару-мономи), занимавшиеся разведкой местности впереди колонн своих войск и «выбрасываемые пригибающиеся» (сутэ-камари), назначение которых состояло в уничтожении из засады командного состава противника.

Однако для сбора информации и специальных операций в глубоком тылу противника военачальники и феодалы средневековой Японии предпочитали обращаться к людям «со стороны». Начало такой практике положил в XIV веке полководец Кусуноки Масасигэ. Первоначально в качестве разведчиков и шпионов использовались странствующие монахи, аскеты-ямабуси и разбойники, хорошо знакомые с местностью либо техникой воровского дела.

Позже, когда руководители разведорганов, помимо сбора информации, стали заниматься также организацией диверсий и тайных убийств, осуществлять захват ключевых укреплений противника, компрометацию его лидеров и т.д., возникла потребность в профессиональных специалистах.


Главными их поставщиками для враждующих феодалов всей Японии стали несколько десятков кланов так называемых дзи-самураев (или госи) из провинций Ига и Кии и уезда Кога провинции Оми, широко использовавшие в междоусобных стычках методы тайной войны.

В книге XVIII века «Букэ Мёмокусё» (Обозрение самурайских родов) сказано: «В Кога и Ига было много дзи-самураев. После периода Онин (1467—1477 гг.) эти дзи-самураи объединились в многочисленные группировки, и развили могучее военное искусство, не признававшее никаких законов и правил, кроме одного — использовать все возможности, чтобы победить».

Надо пояснить в этой связи, что дзи-самураи — это мелкие феодалы, имеющие земельные угодья («дзи» по-японски значит «земля»).

Японские историки установили, что ниндзя (или синоби) Ига и Кога вышли из слоя госи — мелких военных феодалов, имевших свои поместья и не подчинявшихся удельным князьям (даймё). В отличие от них, обычные самураи как правило не имели земли и служили за паёк рисом.


Постепенно шпионаж, убийства и диверсии стали основным наследственным занятием многих здешних семей, что способствовало формированию изощренных методов подготовки профессионалов тайной войны.

Постоянные занятия шпионажем на протяжении нескольких столетий, в сочетании с мощным влиянием мистического учения Сюгэндо (Путь обретения сверх-могущества) и эзотерического буддизма Сингон породили феномен уникальной культуры горцев Судзука (провинция Ига и район Кога полностью окружены горными хребтами Судзука и Касаги, которые, по сути дела, изолировали их от остальной территории страны).

Влияние этой культуры на ниндзюцу было столь велико, что большинство современных историков считает истинным ниндзюцу единство трех аспектов: искусства шпионажа, диверсий, террора; особого мировоззрения; различных эзотерических практик мистического характера.


К середине XVI века в Ига и Кога сложились несколько крупных организаций ниндзя, включавших сотни профессионалов и располагавших осведомителями в различных районах страны. Наиболее мощными были 3 группы ниндзя из Ига во главе с Фудзибаяси Нагатоно ками, Момоти Сандаю и Хаттори Хандзо Ясунага (кланы Фудзибаяси, Момоти и Хаттори).

В 1581 г. Ода Нобунага напал на провинцию Ига и разгромил коалицию местных дзи-самураев, после чего большинство ниндзя бежали в соседние провинции. Так на службе во многих княжествах появились группы ниндзя, обученных в традициях ниндзюцу Ига и Кога.

Среди них получили известность семья Фума во главе с Фума Котаро, состоявшая на службе у Ходзё Удзиясу; группа Тода Годзаэмон на службе у Такэда Сингэн; группа Уэсуги Кэнсин; братья Сада на службе у дома Мори; группа Абэ Дзиродзаэмон на службе дома Мураками и другие. Особенно широко использовал ниндзя сёгун Токугава Иэясу.

В то же время техника шпионажа входила отдельным разделом в программу обучения таких типично «самурайских» школ бу-дзюцу, как Айсу Кагэ-рю, Катори Синто-рю, Камиидзуми-рю, Итидэн-рю, Курама Ёсин-рю и других, не имевших никакого отношения к пресловутым кланам ниндзя.


Однако с прекращением феодальных войн в начале XVII века потребность в сильной разведке отпала. Некоторые ниндзя поступили на службу в правительственный аппарат в качестве тайных агентов, но большинству пришлось искать новые источники пропитания либо заниматься разбоем. Число специалистов в области ниндзюцу стало быстро сокращаться.

К концу XVIII века большинство семей потомственных ниндзя оказалось в нищете и полностью утратило профессиональные навыки. Некоторые ниндзя зарабатывали на жизнь демонстрацией своих навыков на театральных сценах и банкетах знати.

Высокий уровень подготовленности сохраняли только агенты секретной службы сёгуна. Тем не менее, отдельные семьи ниндзя смогли сохранить свои знания вплоть до XX века. Они использовались при подготовке японских разведчиков-диверсантов до периода Второй мировой войны.


Несмотря на то, что настоящие ниндзя постепенно исчезали, легенды об их подвигах и мастерстве продолжали жить.

С конца XVII века ниндзя стали популярными персонажами книг жанра «ёмихон», в которых они изображались как злокозненные колдуны и разбойники. Развитие театральной техники позволило имитировать колдовство ниндзя, например, чудесное исчезновение в клубах дыма, на сцене.

Появилось большое количество пьес театра Кабуки, пользовавшихся огромной популярностью, в которых фигурировали ниндзя-маги. В массовом сознании постепенно оформилось представление о ниндзя как разбойниках, общающихся с темными силами.

Новый всплеск интереса к ниндзя начался в начале XX века, когда издательство «Татикава бунко» выпустило целый ряд занимательных повестей о приключениях благородных ниндзя. С тех пор и до настоящего времени образы ниндзя остаются обязательным элементом исторических кинобоевиков, телесериалов, романов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий