Сайт школы кендзюцу Katana Club

Сайт школы кендзюцу Katana Club
Новый сайт Katana Club по японскому фехтованию. Там много интересных статей по технике фехтования катаной и вакидзаси, истории японского фехтования, обучению в школе японского фехтования Katana Club и многое другое.

четверг, 19 февраля 2015 г.


Сюрикэны


В Японии ручное метательное оружие — копья, дротики, топорики и т.д. — большого развития не получило. 

Исключение составляют, пожалуй, лишь знаменитые метательные лезвия, которые по-японски называются сюрикэн.

В популярном сознании сюрикэны неразрывно связаны с образом «воина ночи».

Поэтому их нередко называют звездами ниндзя. 


Однако в действительности, метательным оружием такого рода широко пользовались все японские воины, но именно для ниндзя оно стало как бы «визитной карточкой».

Звезды и стрелки можно легко спрятать в одежде и использовать для тайного убийства исподтишка, что предопределило их популярность в среде «невидимок».

Зажав сюрикэны подходящей формы в обеих руках, ими можно колоть, рвать, вспарывать как кастетами в рукопашном бою.

Кроме того, сюрикэны использовались как кресала для высекания огня, как вспомогательные средства при лазании по деревьям и т.д.

Искусство метания сюрикэнов восходит к технике метания различных ножей — от танто до короткого меча вакидзаси, а также специальных метательных стрел утинэ.

Считается, что предшественниками сюрикэнов были различные предметы снаряжения и вооружения, которые при условии некоторой сноровки можно было использовать для метания, вроде короткого дротика (кояри, тэяри), заостренной пилки (ядзири), ручного острия для пришпоривания коня (ума-бари) и т.д.


Видов сюрикэнов существует огромное множество, но в целом все метательные снаряды такого рода можно разделить на две группы: метательные «стрелки», или бодзё-сюрикэн («сюрикэн-палочка»), и метательные пластинки, или сякэн (курума-кэн — «меч-колесо»).

Бодзё-сюрикэн, в свою очередь, разделются на палочкообразные (хасидзё; «хаси» — палочки для еды), клинообразные (кусабигата), веретенообразные (босуйгата), пластинчатые (хэйттгата), иглообразные (харигата), гвоздеобразные (кугигата), ножеобразные (тантогата) и др.

Всего специалисты насчитывают до 50 видов бодзё-сюрикэн.

Техника метания таких сюрикэнов изучалась во многих школах бу-дзюцу: Катори Синто-рю, Hэгиси-рю и др. Однако ниндзя из Ига и Кога предпочитали им знаменитые «звездочки», или сякэн.

Видов сякэн известно также немало: крестообразные (дзюдзи), шестиконечные (роппо), звездообразные (хосигата), восьмиконечные (хаппо), свастикообразные (мандзи), трехлучевые (санко), в виде железного кольца (тэккан), «текущей» свастики (нагарэ-мандзи), отверстия от гвоздя (кугинуки), «ежика» (тэцумари) и т.д.

Их тоже насчитывают свыше 50. 


Особо следует остановиться, пожалуй, на таких видах сякэн, как тэцумари-сюрикэн и мандзи(нагарэ-мандзи)-сюрикэн.

Тэцумари-сюрикэн делали из двух металлических колец в форме колеса ветряной мельницы.

А мандзи-сюрикэн и нагарэ-мандзи обрабатывали ядами и предназначали для нанесения царапающих ран.

В дошедших до наших дней рю, в программу обучения которых включено сюрикэн-дзюцу — Катори Синто-рю, Hэгиси-рю и др., используются самые различные способы метания сюрикэнов.

Броски выполняют из разных позиций, по разным траекториям.

В технике метания бодзё-сюрикэн различают бросок с полуоборотом (ханкайтэн-дахо) и бросок без оборота (тTку-дахо).

При броске вращение вокруг поперечной оси стараются свести к минимуму. 


Хорошо сбалансированный бодзё-сюрикэн летит почти по прямолинейной траектории.

Проще всего вонзить в цель сюрикэн, заточенный с обоих концов.

Сякэны же метали, как правило, сериями, очень быстро, один за другим.

Бросают их обязательно «с подкруткой», что обеспечивается смещением захвата к периферии снаряда и «щелчковым» движением кисти.

Благодаря вращению, полет пластины становится более устойчивым, а при горизонтальном броске пластина своей плоскостью опирается на воздух (эффект крыла), что значительно увеличивает дальность и точность броска.

Hиндзя должен был научиться метать сюрикэны из любого положения — стоя, сидя на коленях, лежа, на бегу, под любым углом, правой и левой руками, по разным траекторим, с выхватыванием из разных мест — из-за отворота куртки, из-за пояса, из нарукавников или обмоток и т.д. 


Hапример, в Катори Синто-рю в разделе сюрикэн-дзюцу изучают 7 базовых способов метания (омотэ-но сюрикэн), 8 способов средней сложности («гогё-но сюрикэн» — «сюрикэны 5 первоэлементов») и 9 секретных способов (гокуи-но сюрикэн).

Сюрикэны совсем не обязательно метали по одному.

Известны способы метания одновременно двух и трех сякэн.

Благодаря одному такому броску ниндзя мог разом оставить своего преследователя без обоих глаз, ранить обе ноги.

Hа какой же дистанции сюрикэн действительно опасен?

Hава Юмио указывает, что дальность эффективного огня из японского фитильного ружья — около 55 метров, из лука — около 30 метров.

Бодзё-сюрикэн можно прицельно метать на дистанции в 7-8 метров, а сякэн — 12-16 метров.

О скорости метания сюрикэнов рассказывает следующая пословица, имевшая хождение среди последователей бу-дзюцу: «икки гокэн» — «один вдох-выдох, пять ножей», а согласно Hаве Юмио, пять сякэнов бросают за 10-20 секунд.

При этом дистанци боя с противником, вооруженым копьем, алебардой или кусари-гамой, составляет около 5 с половиной метров. 


Дистанцию в 12-15 метров противник пробегал за каких-нибудь 2-3 секунды.

Будучи вооруженным копьем, он выходил на удобную для себя дистанцию и того быстрее.

Следовательно, у бойца вооруженного сякэном или бодзё-сюрикэном при лобовом столкновении времени хватало лишь на один, максимум два броска в стремительно набегающую цель.

В такой ситуации вряд ли можно вести эффективный прицельный огонь.

Скорее, бросок сюрикэна преследовал цель напугать противника, задержать, отвлечь его внимание.

Затем надо было переходить к бою на стандартном оружии, каковым чаще всего являлся меч.

Поэтому во всех школах, включавших раздел сюрикэн-дзюцу, изучались способы метания с последующими ударами мгновенно выхваченным мечом.

Мишенями при метании сюрикэнов были глаза, точка между глаз, виски, дыхательное горло, область сердца, различные уязвимые места на руках и ногах (как правило те, где артерия проходит неглубоко) и другие.

Так как главные мишени находятся на лице, метание сюрикэнов отрабатывали на круглой мишени диаметром около 24 см.

Считается, что именно таково среднее расстояние от точки между глаз до яремной ямки.

Впрочем, сами ниндзя называли сюрикэн-дзюцу «искусством, не превышающим третьей части» (самбука-но дзюцу), имея в виду, что попадание в мишень хотя бы одного сюрикэна из трех уже является успехом.

Поэтому умение в мгновение ока осыпать область мишени градом сюрикэнов ставилось выше умения попадать сто раз из ста. Кроме того, ставка делалась и на яд, покрывавший лезвие.


Сюрикэны использовали не только для нанесения урона живой силе врага.

Ниндзя прорезали ими стены, загородки и ширмы, поддевали гвозди, просверливали дырочки для наблюдения, взламывали замки, использовали как подножки при лазании по деревьям и стенам и т.д. и т.п.

В рамках каждой из крупных традиций нин-дзюцу — Ига-рю, Кога-рю и Hэгоро-рю — сложились одноименные школы сюрикэн-дзюцу, но мы не располагаем о них практически никакой конкретной информацией.

Считается, что ниндзя носили сякэны в кожанном мешочке на правом боку, а также рассовывали по разным потайным кармашкам: за отворотом, за спинной дощечкой брюк-хакама, в поясе.

Бодзё-сюрикэны скрывали в нарукавниках, ножных обмотках, в оплетке ножен и т.д. Ниндзя мог иметь с собой до двух дестяков сякэнов и с десяток бодзё-сюрикэнов.

Звездочки-сякэны изготавливали самых разных размеров.

Размер зависел от роста владельца, его веса, физической силы, дистанции метания и т.д. Чаще всего встречаются образцы с диаметром от 115 мм до 175 мм.

Соответственно вес звездочки варьировался в диапазоне от 5 до 30 моммэ.

Легкие по весу сюрикэны можно метать с большой скоростью, но точность при этом остается низкой, а раны получаются неглубокими.

Зато их можно носить в большом количестве.

«Скорострельность» при метании тяжелых «звездочек», напротив, ниже. Hо они лучше идут в цель, ими можно причинить очень тяжелые раны.

Толщина «звездочек» также сильно варьировалась. 


Они могли быть тонюсенькими, как лезвие бритвы, или очень толстыми — до 1 бу (3,03мм).

Обычно сякэны имели утолщение в центре, а их лучи плавно истончались к кончикам. Это обеспечивало «звездочке» лучшую устойчивость в полете и соответственно точность попадания.

Обычно сюрикэны выковывали из высококачественной стали и во время доводки истончали в нужных местах напильником.

Процесс изготовления многолучевых сякэнов был довольно сложным и трудоемким. Как правило, их вырубали зубилом из толстой пластины, а затем доводили до кондиции напильником.

Особую сложность в изготовлении «звездочек» представляла закалка лезвий.

Всем «лучикам» нужно было придать одинаковую степень твердости, так как в противном случае они могли сломаться или погнуться, сделав невозможным применение «звездочки».

Конечно, для того, чтобы нагреть заготовку и бросить в холодную воду или масло, большого ума не требовалось, но при такой технологии лезвия нередко ломались, и вся работа шла насмарку.

Поэтому требовалось найти какой-то более нежный способ закалки. 


Кроме того, необходимо закалять только самые кончики «лучиков» «звездочки», чтобы она не утратила своей прочности и не разлетелась на куски при сильном ударе о твердую поверхность.

Вариант поочередного нагрева и закалки лучиков не подходил ввиду малого размера изделия: попробуйте закалить один луч, а потом нагреть другой так, чтобы первый остался холодным.

Поэтому ниндзя делали в центре «звездочки» маленькое круглое отверстие, в которое пропускался тонкий длинный стальной прут. Установив его в горизонтальное положение и быстро вращая на нем раскаленную «звездочку», ее лучики опускали в холодное масло, благодаря чему обеспечивалась закалка только нужных частей лезвия.

Отверстие в центре «звездочки» обычно не заделывали, так как через него можно пропустить шнур, чтобы нанизать на него еще несколько сякэнов и сделать удобную в переноске связку.

Однако из-за того, что сякэн с дыркой издает в полете легкий свист, иногда для полной шумовой маскировки отверстие заделывали свинцом.



Комментариев нет:

Отправить комментарий