Японские боевые веера
Веера были в Индии, Древнем Египте, Вавилоне и других древних цивилизациях. Их делали из перьев или металла, зачастую они были очень массивными и назывались опахалами.
Именно в Японии сложился привычный нам образ веера. С идеей все сделать совершенней, мастера Японии меняли формы и в результате создали складной веер из деревянных дощечек, которые складывались в гармошку полукругом, называется он – сэнсу. Остальные веера выполняли на его основе.
В Японии образ веера продолжали совершенствовать. Особое значение он приобрел в эпоху Хэйан и в эпоху Нара.
Также были и боевые веера. Их изготавливали из железа, они были складными или всегда открытыми. В сложенном виде веер использовали в качестве дубинки, в развернутом при его помощи защищались от метательного оружия.
Применение боевого веера – это самое необычное искусство и самый редкий вид техники кобудо.
На самом деле, более мирного предмета, чем веер, наверное, трудно вообразить. И все же он может быть оружием.
При этом здесь нет никакой мистики, да и секретной техники не наблюдается: в поединке просто используется не совсем обычный веер. А необычность его в том, что он железный.
Причем им можно пользоваться и для обмахивания в жаркую погоду и для защиты от вооруженного противника.
Работа с веером с точки зрения техники применения делится на две части.
Первая – это работа со сложенным веером.
Вторая – это работа с развернутым веером.
Причем в сложенном состоянии веер использовался точно так же, как и простая короткая дубинка. А вот в развернутом состоянии с его помощью можно было запросто защититься даже от метательного оружия.
Очень тонкие кованные пластинки – из них состоит веер, были не в состоянии выдержать удар стрелы или сюрикена, который пускала сильная и умелая рука, зато повернутые под небольшим углом к линии атаки они могли отклонить летящее оружие в сторону.
А вот на близкой дистанции с помощью тэссена можно было запросто закрыть противнику обзор.
Учитывая это, вместе с веером еще использовалось обязательно еще какое-то оружие: хотя бы короткий меч танто, правда, танто часто называют ножом, но это ошибочное суждение – это просто очень короткий меч.
Также острым краем развернутого веера могли наносить удары по незащищенным и уязвимым зонам противника, например, в шею, лицо, внутреннюю поверхность кистей рук и так далее.
А чередование раскрывания и закрывания тэссена во время поединка могло создать дополнительную помеху противнику – это часто применяли именно для отвлечения, а также рассеивания внимания.
К сожалению, сегодня тэссен-дзюцу находится на грани практически полного исчезновения – они сохранились только в нескольких небольших японских фамильных школах.
До наших дней дошли забавные, даже курьезные случаи применения боевого веера.
Например, один довольно высокопоставленный самурай Мацумура Сокон был известным мастером рукопашного боя, а также работы с оружием.
Слава о нем, и о его ратных подвигах дошла до сегуна.
Чтобы убедится в этом собственными глазами, и чтобы произвести впечатление на своих подданных, сегун вызвал к себе мастера и сказал, что через десять дней он как раз устраивает праздник, где хочет, чтобы самурай продемонстрировал доблесть прославленного воина – для этого ему надо было всего лишь… сразиться с быком.
Мацумура был очень хитрым воином. Все десять дней до поединка он каждый день приходил в стойло, где находился бык, и, на безопасном расстоянии – стоя за перегородкой, бил быка по морде своим боевым железным веером.
Это продолжалось до тех пор, пока бык не падал на колени. Через несколько дней несчастное животное уже само стало падать на колени, как только самурай подходил к нему близко.
Пришло время праздника. На поединок быка и самурая собралось огромное количество народа – в том числе и из других провинций.
И Мацумура вышел на площадку, где в это время находился бык – в руках у него был всего лишь веер, причем самый обыкновенный. Естественно, что как только бык увидел самурая, то он тут упал на колени и жалобно замычал.
Конечно, публика, как и сегун, была в восторге от такой столь убедительной демонстрации воинского мастерства.
Этот эпизод курьезный и не относится к реальной технике, тем не менее, боевой веер применялся и в настоящих схватках – например, там, где самурай не должен был обнажать меч – в доме своего повелителя.
Есть интересный и довольно нетипичный способ самозащиты при помощи боевого тэссена.
Как известно, по этикету, когда входят в дом или в комнату старшего по положению, то самураю надо встать на колени, а веер положить горизонтально перед собой, затем коснуться ладонями татами и совершить поклон.
Его амплитуда зависела в целом от разницы в социальном статусе гостя и хозяина. Один самурай должен был предстать перед своим господином, чтобы принять наказания за довольно серьезный проступок.
Конечно, он подозревал, что его жизнь висит на волоске и был прав. Дело в том, что подручные господина уже собирались сломать его шею тяжелыми створками раздвижной двери, когда он остановится между ними и склонится в ритуальном поклоне.
Тем не менее, благодаря собственной находчивости, самурай положил свой тэссен в дверной желоб, поэтому, когда двери внезапно пришли в движение, то они отскочили от металлического веера, вместо того, чтобы захлопнуться и убить самурая. При этом они не причинили никакого вреда последнему. Самурай поверг в изумление своего господина да так, что то простил его.
Японские веера – это смертельное боевое оружие, причем таковое использование веера существовало только в Японии и ни в какой больше стране мира.
С позиции смертоносности, конечно, немалый интерес представляют веера гунсэн и тэцусэн.
Если гунсэн носили буси в доспехах, то тэссэн носили с повседневной одеждой.
Причем оба этих веера были весьма удобным оружием – ими атаковали и защищались.
В основном они имели восемь или десять спиц. Кстати, во многих рю по стране проводилось также обучение технике боя с таким веером, например, тэссэндзюцу – его приемы повторяли программу тренировок на мечах.
А вот в литературе, которая была посвящена боевым искусствам, часто описываются случаи побед, которые одерживают при помощи лишь одного веера.
Часто довольно опытные фехтовальщики использовали только один боевой веер, причем они вовсе не утруждали себя фехтованием мечом.
К примеру, Ганрю – легендарный фехтовальщик XVI века, согласно легендам, вышел победителем и без единой царапины из боя с несколькими противниками, причем он использовал только один боевой веер.
Данное умение – использование такого веера в качестве оружия, приобрело немалую популярность у представителей и других общественных классов, тем более, что им было запрещено носить меч, так как у них было слишком «низкое происхождение».
А вот тэссэном вполне можно было фехтовать, отражать им летящие дротики и ножи или же координировать действия подчиненных. Да и вообще, использовать веер любыми другими способами.
Сегодня искусство тэссэн-дзюцу все еще преподается в Японии.
Гумбай используется вместе с другим специализированным оружием в тренировках по айкидо или кэндо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий